Понятия со словосочетанием «церковная уния»

Церко́вная у́ния — объединение двух или более христианских конфессий. Обычно имеется в виду акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужения на родном языке, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и др. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются униатскими...

Связанные понятия

Русская Униатская Церковь (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква, белор. Руская Уніяцкая Царква), также Митрополия (Верховная архиепископия) Киевская, Галицкая и всея Руси — поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в грекокатолицизм.
Борьба униатов и православных — острое, подчас кровавое межконфессиональное противостояние в западнорусских землях, вспыхнувшее после заключения Брестской церковной унии 1596 года между грекокатолическим духовенством и властями Речи Посполитой, с одной стороны, и широкими массами православных горожан, крестьян, казаков и православным духовенством, с другой стороны. Активная фаза конфликта завершилась в 1633 году признанием православной церкви со стороны польско-литовских властей и возвращением ей...
Арианские школы в Белоруссии — учебные заведения представителей реформационного движения в Белоруссии, известных под названием ариане, антитринитарии, литовские братья, социниане.
Полониза́ция (польск. polonizacja) — заимствование или насаждение польской культуры, в особенности, польского языка в землях с непольским населением, контролируемых Польшей или подверженных польскому культурному влиянию. Термин появился в XVI веке и происходит от латинского наименования Польши — Polonia.
По́льско-тевто́нская война́ (1431—1435) — военный конфликт между Королевство Польским и Тевтонским орденом из-за вмешательства последнего в гражданскую войну в Великом княжестве Литовском. Орден в войне выступал как союзник великого князя литовского Свидригайло Ольгердовича, Польша — Сигизмунда Кейстутовича. В ходе конфликта произошло вторжение гуситов в пределы государства Тевтонского ордена. Исход войны был решён 1 сентября 1435 года в битве под Вилькомиром, закончившейся поражением войск Свидригайло...
Профанирование костёлов в Польше (от лат. profano — лишаю святости) — происходивший в ходе Реформации в Польше стихийный процесс захвата церковных земель и имущества светским дворянством лютеранского и кальвинистского вероисповедания. Получило особое развитие в 40 — 50-е годы XVI столетия. Изданный королём Сигизмундом II Августом в 1557 году специальный указ о запрещении «Профанирования костёлов» протестантами принят во внимание не был. Завершился лишь с усилением католической Контрреформации в 60-х...
Привилегии шляхтецкие (польск. Przywileje szlacheckie) — юридические акты, которые выдавали короли Руси, великие князья Литовские, короли Польские, касающиеся шляхетских прав и вольностей. Они давали шляхте особые права в обмен на уступки властям. Наиболее важные из них: Кошицкий привилей (1374), Червинский привилей (1422), Вартский статут (1423), Общеземский привилей Казимира (1447), Нешавские статуты (1454), Пётрковский статут (1496),
Апостольская Галликанская церковь — французско-католическая церковь, имеющая собственное самоуправление, в отличие от римско-католической.
Литовские братья — реформационное религиозное движение на территории Великого княжества Литовского (в основном современные Литва и Белоруссия) в XVI—XVII веках. Близко к движению польских братьев, так, Симон Будный традиционно включается в число деятелей обоих движений.
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря, разделение» ← σχίζω) — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Константинопольский собор 1484 года — большой поместный собор Православной церкви, созванный для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов, бывших сторонников Флорентийской унии. На соборе присутствовали все четыре греческих патриарха (Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский).
Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.
Гуситы (чеш. husité) — название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали...
Каликстинцы (чеш. Kališníci от лат. calix — чаша), подобои, утраквисты (лат. utraque specie — под двумя видами) или просто чашники — умеренное крыло гуситского движения в Чехии в XV веке, в противоположность таборитам.
Вели́кое кня́жество Лито́вское (ВКЛ; лат. Magnus Ducatus Lithuaniae), полное название — Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́ское, Жема́йтское и ины́х — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии...
Луцкая война (польск. Wojna łucka) — вооруженный конфликт между Польским королевством и Великим княжеством Литовским в июне-августе 1431 года. Эта война стала причиной нового польско-тевтонского конфликта 1431—1435 годов и прелюдией к гражданской войне в Литве.
Диссидентский вопрос (польск. sprawa dysydentów) — вопрос дискриминации христианского неримокатолического населения в Речи Посполитой, приобретший особенно важное значение в 1760-е годы, когда он стал причиной или поводом для вмешательства России и Пруссии во внутренние дела государства. Обострение диссидентского вопроса привело к усилению зависимости Речи Посполитой от соседних держав, направлявших свои усилия на недопущение реформ государственного строя. Усиление кризисных тенденций в Речи Посполитой...
«Предостережение» (укр. Пересторога) — анонимный антиуниатский трактат 1605 года, авторство которого приписывается западнорусскому церковному деятелю Иову Борецкому либо деятелю львовского Успенского братства Юрию Рогатинцу. «Предостережение», возникшее под влиянием трудов Иоанна Вишенского, является ярким примером полемической литературы и западнорусской литературы начала XVII века.
В статье представлен список правителей Речи Посполитой, носивших одновременно титулы короля польского и великого князя литовского (правителей основных частей Речи Посполитой). При этом ещё до образования Речи Посполитой в 1569 году Польша и Литва находились в личной унии и имели общего монарха. Первым правителем Польши и Литвы был великий князь литовский Ягайло.
Жемайтийские восстания — вооружённые восстания жемайтов, направленных против владычества Тевтонского ордена и Великого княжества Литовского в период с XIII по XVI века. В 1401-1404 годах, и в 1409 году произошли восстания против крестоносцев. Жемайтия была передана крестоносцам великим князем литовским Витовтом как плата за военную поддержку в гражданской войне против правителя Польши и Литвы Ягайла. Недовольное таким исходом местное население Жемайтии подняло восстание против Ордена и попросило...
Акакиа́нская схи́зма (греч. Ακακιανά σχίσματα) — в христианстве 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Римской и Константинопольской церквями, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона; назван по имени константинопольского патриарха Акакия.
Энотико́н (греч. ἑνωτικόν — букв. «объединяющее») — вероисповедальное послание византийского императора Зенона клиру и верующим Александрийского патриархата, призванное объединить конфликтующие после Халкидонского собора партии миафизитов и диофизитов. Послание в своём догматическом содержании составлено Константинопольским патриархом Акакием и издано в 482 году.
Война́ свяще́нников (нем. Pfaffenkrieg; польск. Wojna popia, wojna księża) — конфликт из-за избрания князя-епископа варминского, а также прав Вармии (с нем. — «Эрмланда»), начавшийся после смерти предыдущего князя-епископа в 1467 году. В 1478 году Казимир IV предпринял военную интервенцию в Вармию, а в следующем году конфликт был урегулирован заключением Первого Пётркувского договора, носившего компромиссный характер.
Го́лубская война́ (польск. Wojna golubska; англ. Gollub War) — двухмесячная война Тевтонского ордена с Королевством Польским, Великим княжеством Литовским и Молдавским княжеством, произошедшая в 1422 году. Закончилась подписанием Мельнского мира, по которому Орден навсегда отказывался от претензий на Жемайтию. Последняя война Тевтонского ордена с Великим княжеством Литовским.
По́льская правосла́вная це́рковь (польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 12-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского патриархата и 13-е место в диптихе Московского патриархата; в современной форме была учреждена в 1948 году.
Задви́нское герцогство (польск. Księstwo Inflanckie, лат. Ducatus Ultradunensis, нем. Herzogtum Livland) — часть территории средневековой Ливонии, в ходе Ливонской войны присоединённая к Великому княжеству Литовскому, а после Люблинской унии ставшая частью Речи Посполитой — совместным владением Королевства Польского и Великого княжества Литовского.
Хелминский диоцез (лат. Dioecesis Culmensis) — один из четырех диоцезов (епархий) в Пруссии. Он был создан 28 июля 1243 года папским легатом Вильгельмом Моденским. 25 марта 1992 года папа римский Иоанн Павел II преобразовал (путем изменения названия) Хелминский и Пельплинский диоцез. Территория прежней епархии также частично вошла в состав епархий: Торунь, Гданьск и Гнезно.
Интерре́кс (лат. interrex — буквально «междуцарь», «междукороль») — временный глава Речи Посполитой в периоды междуцарствия («бескоролевья»).
«Ключ царства небесного и нашей христианской духовной власти нерушимый узел» — произведение полемической литературы Речи Посполитой, созданное Герасимом Смотрицким и напечатанное в 1587 году в Острожской типографии.
Монофизи́тство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихиа́нство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454).
Помезанский диоцез (лат. Dioecesis Pomesaniensis) — один из четырех диоцезов (епархий) Пруссии, расположенная между Вармией и Хелминской землей. Диоцез был создан 28 июля 1242 года решением папского легата Вильгельма Моденского и утвержден папой римским Иннокентием IV 30 июля 1243 года. Главным кафедральным собором диоцеза был собор Святого Иоанна Богослова в Квидзыне.
Литовская знать была исторически юридически привилегированным классом в Великом княжестве Литовском, состоящим из литовцев, проживавших в исторических районах Литвы: Литве и Жемайтии, и, после восточной экспансии Литвы, из русинских дворянских семей (бояр). Семьям в первую очередь предоставлялись льготы для военной службы в составе Великого княжества. Речь Посполитая имела один из крупнейших процентов дворянского населения в Европе, примерно 10% населения, в некоторых регионах, например в Жемайтии...

Подробнее: Литовское дворянство
Барская конфедерация (польск. Konfederacja barska) — конфедерация, созданная по призыву краковского епископа Каетана Солтыка римокатолической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии 29 февраля 1768 года в противовес Слуцкой, Торуньской и Радомской конфедерациям для защиты внутренней и внешней самостоятельности Речи Посполитой от давления Российской империи.
Белору́сская автокефа́льная правосла́вная це́рковь — название нескольких неканонических религиозных организаций, объявивших себя автокефальной (то есть независимой) церковью Белоруссии и белорусской диаспоры. C 1944 года — в эмиграции.
Галлика́нство, Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.
«Отторженная возвратих» (церк.-слав. Ѿто́рженнаѧ возврати́хъ — отторгнутое возвратила) — девиз времён российской императрицы Екатерины Великой, связанный с разделами Речи Посполитой и присоединением западнорусских земель к Российской империи. В нём было отражено видение этих событий российской стороной как справедливое и легитимное возвращение в состав единого Русского государства отнятых земель Древней Руси. Присоединение к России западнорусских земель воспринималось в рамках государствообразующей...
Клермонский собор — церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей). Клермонский собор подтвердил обязательность для всех христиан «Мира Божьего», отлучил от церкви короля Франции Филиппа I, вторично...
Арльский собор — церковный поместный собор, состоявшийся в Арелате (современном Арле; на юге Римской Галлии) в 314 году.
Польская национальная католическая церковь (польск. Polski Narodowy Kościół Katolicki) — старокатолическая польская община в США. Образована группой американских католиков польского происхождения, несогласных с преобладанием немцев и ирландцев в местной католической иерархии. За церковный раскол они были отлучены от католической церкви, но продолжали сохранять католические обряды, ориентируясь на старокатоликов. К числу литургических особенностей ПНКЦ относятся отмена целибата и богослужения на польском...
Латеранский собор 1059 года — синод Католической церкви, созванный папой Николаем II в 1059 году. На соборе был принят ряд декретов, отделявших церковную власть от императорского влияния. Папской буллой «In nomine Domini» единственными избирателями папы становились кардиналы-епископы, а не светские земельные магнаты; за императором оставалось лишь право утверждения папы, избранного кардинальской коллегией. Этот декрет ударял не только по правам феодалов, но и по императорской власти.
Великое княжество Русское (польск. Wielkie Księstwo Ruskie) — проект казацкой автономии в составе Речи Посполитой, обозначенный в Гадячском договоре 1658 года, который был заключён между гетманом Иваном Выговским и представителями польской Короны. Выговский принимал титул «Великого гетмана княжества Русского». Таким образом под властью польского короля Речь Посполитая из федерации двух народов преобразовывалась в федерацию трёх народов: Польша — Великое княжество Литовское — Великое княжество Русское...
История христианства — история становления и распространения христианской религии.
Административно-территориальное деление Речи Посполитой (польск. Podział administracyjny I Rzeczypospolitej) — понятие, образованное в сложной истории внутренних территориальных изменений Польши и внешних территориальных влияний. Сложилось в результате подписания Люблинской унии в 1569 г..
Каштелян полоцкий (лит. polocko kaštelionas, польск. kasztelan połocki, белор. кашталян полацкі) — второе по значимости должностное лицо после воеводы в Полоцком воеводстве Великого княжества Литовского.
Речь Посполи́тая (польск. Rzeczpospolita) — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.
Сардикийский собор — поместный собор христианский церкви, состоявшийся в Сардике (современная София). У Сократа Схоластика и Созомена этот Собор датируется 347 годом, но в XIX веке исследователи пришли к выводу, что Сардикийский собор состоялся в 343 или 344 году. Эта датировка была принята А. С. Павловым и Никодимом (Милашем).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я